Указатели - в чем суть?

dr.curse

Кто нибидь может мне обястнить укасзатели в С++,ато я некак не врубаюсь.
14 ответов

dr.curse

указатель - это адрес какой-то переменной
int i=5;
int *pI=&i;
теперь в pI находится адрес в памяти, к примеру(0043001) , адрес, по которому находится переменная i.


dr.curse

+c+, а какие арефметичаские действа можно использовать для указателей?


dr.curse

УКАЗАТЕЛИУказатель – это переменная, хранящая адрес некоторого данного (объекта). Память компьютера делится на 8-битовые байты. Каждый байт пронумерован, нумерация байт начинается с нуля. Номер байта называют адресом; об адресе говорят, что он указывает на определенный байт. Таким образом, указатель является просто адресом байта памяти компьютера. Использование указателей в программах на С позволяет:1. Упростить работу с массивами; 2. Распределять память под данные динамически, то есть в процессе исполнения программы; 3. Выполнить запись и чтение данных в любом месте памяти.Значение указателя сообщает о том, где размещен объект.Объявление указателейУказатели, как и другие переменные, должны быть объявлены в программе. При объявлении указателя перед его именем ставится *. В общем случае объявление переменной – указателя имеет вид:класс памяти тип * имя ; • • означает “указатель на “.Например,
int  * iptr;
iptr - это указатель на объект типа int. Этим объектом может быть простая переменная, типа int, массив элементов типа int или блок памяти, полученный, например, при динамическом распределении памяти.Другие примеры объявления указателей:
static   float  *f;
extern ****** *z;
extern char *ch;
Каждое из этих объявлений выделяет память для переменной типа указатель, но каждый из указателей пока ни на что не указываетДо тех пор, пока указателю не будет присвоен адрес какого – либо объекта, его нельзя использовать в программе.Для получения адреса какого – либо объекта используется операция &. Эта операция позволяет присваивать указателям адреса объектов. Например:
int a, *aptr;
char c, *cp;
aptr=&a;
cp=&c;
Доступ к объекту через указатель Выполняется с помощью унарной операции *. Операция * называется операцией разадресации или операцией обращения по адресу. Операция * рассматривает свой операнд как адрес некоторого объекта и использует этот адрес для выборки содержимого. Другими словами, * означает “извлечь содержимое по адресу, на который указывает указатель.” Для вывода адреса памяти, содержащегося в указателе, необходимо использовать спецификацию формата %p Значение адреса выводится в шестнадцатеричной системе счисления.Пример 1. Программа, выводящая значение указателя и значение объекта, на который он указывает.
  #include <stdio.h>
   void main (void)   {     int x, *px;
    px=&x;
    x=35;
     printf("адрес x: %p\n",&x);     printf("Значение указателя: %p\n",px);
     printf("Значение х: %d\n",x);      printf("Значение, адресуемое указателем: %d\n",*px);      }
Эта программа выводит следующее: адрес x: FFF4 Значение указателя: FFF4 Значение х: 35 Значение, адресуемое указателем: 35Связь между переменной х и указателем px схематично показана на рисунке1.Переменная-указатель px Переменная хУнарная операция разадресации * может быть использована в левой части оператора присваивания, чтобы какие-то данные были запомнены в области памяти, на которую указывает указатель. Например:
float y,  *py =&y;
*py= -1.2;
Здесь *py= -1.2 означает присвоение значения –1.2 по адресу, хранящемуся в указателе, то есть, то же, что и y = -1.2;Инициализация указателейСледует избегать использования в программе неинициализированных указателей. Всегда должен существовать объект, адрес которого содержит указатель. При этом указатель всегда должен указывать на объект того же типа, с которым он объявлен. Примеры:Правильно Не правильноОшибка заключена в том, что указателю на данное целого типа присваивается адре переменной вещественного типа, а это не допустимо.Указатель на неопределенный типСуществует специальный тип указателя, называемый указателем на неопределенный тип. Объявление такого указателя имеет вид:void * имя;Например,
void *ptr;
Служебное слово void в объявлении указателя позволяет отсрочить определение типа объекта, на который он указывает. Указатель на тип void может быть использован для ссылки на объект любого типа. Но для того, чтобы оперировать таким указателем в программе, необходимо явно задать тип в каждой операции с указателем. Для этого следует использовать операцию приведения типа указателя: (тип *) указательПример 2. Программа, в которой используется указатель на неопределенный тип
#include <stdio.h>
  void main (void)
  {
    int a =123;
    ****** d= 3.45678;
 
// объвление указателя на неопределенный тип
    void *vp;
 
//указатель на неопределенный тип инициализирован адресом объекта целого типа
    vp=&a;
//перед выводом значения объекта  целого типа , адресуемого указателем  vp, 
//   тип указателя   явно приводится к целому
    printf("a=%d \n", *((int *)vp));
//указатель на неопределенный тип инициализирован адресом объекта  типа ******
vp=&d;
//перед выводом значения объекта  типа ****** , адресуемого указателем  vp, 
//   тип указателя   явно приводится к типу ******
       printf("d=%lf \n", *((****** *)vp));
 
     }
Эта программа выведет следующее:a=123 d=3.456780 Следует отметить, что в программе, показанной в примере 2, ни одна операция не может быть выполнена над указателем vp до тех пор, пока явно не будет задан тип, на который он указывет!Выражения с указателямиМожно присваивать один указатель другому, но эта операция имеет смысл только в том случае, если оба указателя адресуют один и тот же тип, например
{ int i=123 *pi1=&i,  *pi2;
 
// присваиваем указателю pi2 значение указателя pi1
 pi2=pi1;
 
//выведем значения  указателей:
printf(“ %p   %p”,  pi1, pi2);
 
}
В результате мы получим одно и то же значение адреса.Указатели могут встречаться в выражениях, например:
int  x=5, y, *px=&x;
 
y = *px + 5; // y получит значение 10
Приоритет у унарной операции разадресации * выше, чем у бинарных арифметических операций, поэтому при вычислении выражения *px + 5 вначале будет извлечено содержимое по адресу, хранящемуся в р ( то есть получено значение 5), а затем будет выполнена бинарная операция сложения.Операции с указателямиС указателями можно использовать только следующие операции:++ инкремента - - декремента +, - сложения и вычитания Если к указателю применяются операции ++ или --, то указатель увеличивается или уменьшается на размер объекта, который он адресует:тип *ptr;ptr ++ = значение ptr + sizeof (тип)ptr -- = значение ptr - sizeof (тип)Например:
int i, *pi = &i;
float a, *pa =&a;
pi++; //значение указателя pi увеличивается на 2 байта, так как он адресует объект //типа int, указатель сдвигается вправо на 2 байтаpa++; // значение указателя pa увеличивается на 4 байта, так как он адресует объект //типа float, указатель сдвигается вправо на 4 байтаОдним из операндов операции сложения может быть указатель, другим должно быть целое число. Целое число складывается с указателем следующим образом:тип *ptr;int n;ptr + n = значение ptr + n*размер типаНапример,
float  a, *pa = &a;
pa = pa+3; // значение указателя pa будет увеличено на 12 байт (сдвиг указателя вправо)
Левым операндом операции вычитания может быть указатель, а правым операндом должно быть целое число:тип *ptr;int n;ptr - n = значение ptr - n*размер типаНапример:
int i, *pi = &i;
pi=pi-5; // уменьшение значения указателя на 10 байт (сдвиг указателя влево)
Пример 3.Использование указателей в выражениях
#include <stdio.h>
void main (void) 
{
  int x=5,y,*px=&x;  //указатель px инициализирован адресом переменной x
 
  y=*px+5;     printf("y=%d значение указателя=%p\n",y,px);
   y=*px++;   //изменение значения указателя после его использования    printf("y=%d значение указателя=%p\n",y,px);
    px=&x;    y=(*px)++;   //изменение содержимого по адресу, хранящемуся в px
     printf("y=%d значение указателя=%p значение, адресуемое указателем *px= %d\n",y,px,*px);
    y=++*px;   //изменение содержимого по адресу px на единицу    printf("y=%d значение указателя=%p\n",y,px);     }
Результаты работы этой программы имеют вид: y=10 значение указателя=1561:1000 y=5 значение указателя=1561:1002 y=5 значение указателя=1561:1000 значение, адресуемое указателем*px= 6 y=7 значение указателя=1561:1000


dr.curse

char s[]="hello";
char *p=&s[3];    //указатель p указывает на символ "l"
cout << *p << endl;    //вывод этого символа. Если без "*",то выведет адрес, где рассположен этот символ
p++;    //инкремент на одно значение, теперь указывает на сл-й символ
cout << *p << endl;
int i[]={1,2,3,4};
int *pI=&i[2];    // pI указывает на 3
cout << *pI << endl;
pI++;    //инкремент на одно значение, теперь указывает на 4
cout << *pI << endl;
В данном случае инкремент зависел от типа значения( int,char) . Для char инкремент увеличивает указатель на один байт. Для int увеличивает на 4 байта! А сам указатель 4 байта (в зависимости от компиля)


dr.curse

Подскажите, можно ли сравнивать значения указателей?
int *a, *b;
*a=300;
*b=30;
if(*a>*b)


dr.curse

можно ли сравнивать значения указателей?
Можно. У Вас сравниваются значения лежащие в памяти на которую указывают указатели. В данном случае указатели не инициализированы и указывают неизвестно куда


dr.curse

Вот тоже разбираюсь с указателями. И один вопрос: а зачем всё это нужно? Приведите, пожалуйста, примеры полезного использования указателей.


dr.curse

Можно вопрос: что означает, к примеру строка ***ptr? Везде искал, не могу разобраться.


dr.curse

указатель - это адрес какой-то переменной
Нет. Указатель - это данное, хранящее адрес, а адрес - значение указателя. И почему сразу переменной? Это может быть и адрес функции, или константы, хранимой в ячейке в виде данного вместо встраивания в компилированную версию в виде части кода, такая константа от переменной отличается только тем, что её значение нельзя менять в рантайме.
к примеру строка ***ptr? Везде искал, не могу разобраться.
Это значит тройной указатель, то есть указатель на указатель на указатель. Указатели на указатели имеют общее название кратных указателей, кратность такова, сколько указателей надо перебрать, пока доберёшься до не указателя. Указатели на не указатели называются простыми указателями.
Вот тоже разбираюсь с указателями. И один вопрос: а зачем всё это нужно? Приведите, пожалуйста, примеры полезного использования указателей.
Указатель нужен для того, чтоб одним идентификатором поименовать большой блок заранее не известного размера, или связать два элемента списка, или чтоб сообщить функции, где лежит её параметр, чтоб она могла его изменить не в копии внутри себя, а в вызывающей программе.


dr.curse

Можно вопрос: что означает, к примеру строка ***ptr? Везде искал, не могу разобраться.
например, это может означать будущую динамическую матрицу из строк переменной длины законченный пример:
#include <conio.h>
#include <stdio.h>
#include <stdlib.h>
#include <string.h>
#include <bios.h>
#include <alloc.h>
 
void pause () {
 printf ("\n Press any key to continue");
 fflush (stdin);
 while (!bioskey(1));
}
 
void error (int n) {
 unsigned char *msg;
 switch (n) {
  case 1: msg = "No memory";
  break;
  default: msg = "Unknown error";
 }
 printf ("\nError: %s",msg);
 pause ();
 exit (n);
}
 
void main () {
 unsigned char ***a=NULL;
  //a - указатель на массив указателей на строки матрицы.
  //Так как элементами матрицы тоже будут указатели на строки-элементы,
  //необходимо три звездочки
 int const n=2,m=2; //число строк и столбцов матрицы
 a = (unsigned char ***) malloc (n*sizeof(unsigned char **));
  //Выделяем память под массив указателей на строки матрицы
 if (a==NULL) error (1);
 int i,j,l;
 for (i=0; i<n; i++) {
  a[i] = (unsigned char **) malloc (m*sizeof(unsigned char *));
  //Выделяем память под каждую строку - массив указателй на элементы
  if (a[i]==NULL) error (1);
 }
 
 //Заполняем матрицу вводом с клавиатуры
 unsigned char buf[80];
 for (i=0; i<n; i++)
 for (j=0; j<m; j++) {
  printf ("\n Enter string for a[%d,%d]:",i,j);
  fflush (stdin);
  fgets (buf,78,stdin); //scanf лучше не использовать для ввода строк
  l=strlen(buf);
  buf[--l]='\0'; //но fgets оставит в конце перевод строки, уберем его
  a[i][j] = (unsigned char *) malloc (l*sizeof(unsigned char));
   //выделяем память под очередной элемент в зависимости от
   //длины буфера
  if (a[i][j]==NULL) error (1);
  strcpy (a[i][j],buf); //копируем буфер в элемент матрицы строк
 }
 //Выводим полученную матрицу на экран консоли
 printf ("\n String matrix:");
 for (i=0; i<n; i++) {
  fputs ("\n",stdout);
  for (j=0; j<m; j++) {
   fputs (a[i][j],stdout);
   fputs ("\t",stdout);
  }
 }
 pause ();
}


dr.curse

Кроме того, массивы реализуются на неявных указателях. А ещё указателем можно перебирать в цикле элементы контейнера.
int main()
{
 int a[10]={1, 2, 6, 3, 4, 0, 8, 92, 13, 2};
 int  *p;
 /* Перебор и удвоение элементов массива: */
 for (p=a+9; p>=a; --p)
 {
  *p*=2; 
 }
  /* Перебор и вывод на экран элементов массива: */
 for (p=a; p<a+10; ++p)
 {
  std::cout<<*p<<std::endl;
 }
 return 0;
}
. В случае другого контейнера просто меняется алгоритм изменения указателя.


dr.curse

У Вас сравниваются значения лежащие в памяти на которую указывают указатели.
Можно кстати еще и сравнивать непосредственно сами значения указателей, если, к примеру, они указывают на элементы одного и того же массива. Просто так. Мысли вслух.
что означает, к примеру строка ***ptr?
Указатель на указатель на указатель.
Приведите, пожалуйста, примеры полезного использования указателей.
К примеру чтобы запутывать врага:
int *_i;
int i_ = 3;
_i = &i_;
i_*=i_**_i;


dr.curse

например, это может означать будущую динамическую матрицу из строк переменной длины
Нифига подобного. Массив матриц это может означать, но ни как не отдельную матрицу. Ещё это может быть тензор. Или просто трёхмерный массив. Что угодно, но только не плоская матрица и не одномерный вектор.


dr.curse

Вот тоже разбираюсь с указателями. И один вопрос: а зачем всё это нужно? Приведите, пожалуйста, примеры полезного использования указателей.
как минимум, работа с массивами и строками; управление динамической памятью; перегрузка функций; работа со списками переменной длины; любое ООП. проще сказать, где не используются указатели, особенно при системном программировании убери из C++ указатели - и останется Java, способная работать только внутри собственной виртуальной машины (которая, в свою очередь, написана на тех же "плюсах" с указателями